В деле бывшего вице-губернатора Санкт-Петербурга Марата Оганесяна появилась фигура миллиардера Дмитрия Михальченко

18:16, 01.01.2019
Поделиться:
691   0
В деле бывшего вице-губернатора Санкт-Петербурга Марата Оганесяна появилась фигура миллиардера Дмитрия Михальченко

В деле бывшего вице-губернатора Санкт-Петербурга Марата Оганесяна появилась фигура миллиардера Дмитрия Михальченко

Самый скандальный стадион России в Санкт-Петербурге принял чемпионат мира по футболу, регулярно собирает до 60 тысяч на «Зенит» и Сергея Шнурова.

А вот самый видный арестованный по делам о коррупции при строительстве арены, бывший вице-губернатор северной столицы Марат Оганесян, в последнее время прирастает подельниками, которые также оказываются в СИЗО. Для Оганесяна это плохие новости, так как у следствия вызревает преступная группа, что может существенно увеличить срок наказания.

Также в деле Марата Оганесяна неожиданно возникла фигура крупного предпринимателя Дмитрия Михальченко, главы ГК «Форум», который сейчас также находится под следствием. Их связь пока косвенная, однако следком может накопать вполне осязаемые финансовые нити, а речь идет об «обнале».

Годы и деньги

Эпопея со строительством стадиона на Крестовском острове тысячу раз описана разными СМИ, поэтому остановимся коротко на ключевых цифрах. Госзаказчик - комитет по строительству Санкт-Петербурга. Заложена арена была в 2007 году, и тогда губернатор Петербурга Валентина Матвиенко заявила, что откроется она в 2009 году. Первоначальная стоимость проекта оценивалась в 6,7 миллиардов рублей, но уже в середине 2008 года объект значительно подорожал, что привело к разрыву контракта города со строительной компаний «Авант». Если брать абсолютные цифры, то на бумаге арена, которой еще и близко не было, стала стоить уже 23 млрд 713 млн 560 тыс. руб.

«Авант» на месте генподрядчика заменило ОАО «Трансстрой» и поставлен новый срок сдачи – 2011 год. Буквально через несколько месяцев было внесено уточнение – 2013 год. Но в 2012 году председатель комитета по строительству администрации города Андрей Артеев заявил, что стадион будет сдан в эксплуатацию в 2015 году. Вскоре глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин уточнил, что все-таки в 2016-м. Но в 2016 году наступила совсем уж авральная ситуация – чемпионат мира был на носу, потому «Трасстрой» срочно отстранили и привлекли госкомпанию «Метрострой». В итоге Госстройнадзор выдал разрешение на ввод стадиона в эксплуатацию 29 декабря 2016 года, но чисто формально. Работы продолжались почти весь 2017 год, а полную хронику стройки «от сих до сих» можно посмотреть здесь. 

В итоге за десять лет строительства конечная сумма объекта выросла с почти 7 до 43,9 миллиардов рублей, что сделало петербургскую арену самой дорогой в Европе. Но сейчас это и самый удобный стадион в России с раздвижной крышей, под которой можно играть в футбол хоть в пятидесятиградусный мороз. Люди проголосовали ногами – в сезоне-2018 на «Санкт-Петербурге» собирается в среднем 51 тысяча зрителя, а иногда и больше 60 на топовых матчах, а на концерт Сергея Шнурова на этой арене пришло 65 тысяч человек. Кстати, в начале декабря стадион получил свое окончательное название - «Газпром арена».

Бросили на стадион после Большого театра

Но ближе к теме, которую премьер Дмитрий Медведев как-то назвал «настоящим позором». Речь о коррупции, которая сопровождала почти все годы данную стройку. Сейчас нет смысла перечислять все уголовные дела, которые возникали за десятку лет строительства стадиона. Отметим другое – есть такая удобная юридическая формулировка – «хищение неустановленным лицом». Многочисленные уголовные дела так ни чем и заканчивались, потому что виновный становился таким вот человеком-невидимкой. Но даже если виновный находился, вполне себе с именем и фамилией, то и тут случалось удивительное. Так, в 2015 году Василеостровский районный суд прекратилуголовное дело в отношении Сергея Герлимана, который обвинялся в незаконном обналичивании 145 млн рублей, похищенных на строительстве арены. Причиной решения послужило истечение срока давности.

Тем удивительнее стало «приземление» Марата Оганесяна – не просто бывшего вице-губернатора города и куратора стройки, но и человека, якобы имеющего весомые связи в Москве. Напомним, что в Петербург на должность «строительного» вице-губернатора Оганесян был командирован именно из столицы в 2013 году, так сказать, «на усиление». Заниматься должен был как раз почти только стадионом – тем более, имел опыт другого крупного проекта – восстановления Большого театра в Москве. За решение этой задачи он награжден орденом «За заслуги перед Отечеством IV степени».

Корреспондент «Нашей версии» был в 2013 году в пресс-туре на строящейся арене, когда на вопросы журналистов отвечал Оганесян. Он был бодр, сыпал инженерно-строительными терминами и обещал сдачу арены в 2015 году. Вот только сам в 2015 году ушел в отставку (или его «ушли»). А 16 ноября 2016 года задержан в Москве, 17 ноября ему было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ (мошенничество). Если более, конкретно, Оганесяну инкриминируется «незаконное привлечение» к процессу строительства поставщика оборудования, компании «ТДМ». Эта компания, получив от генерального подрядчика, компании «Трансстрой», аванс в размере свыше 50 млн рублей, не потратила их на закупку видеотабло, а вывела через свои структуры. Видимо, под ними подразумеваются фирмы-однодневки. Правда, потом сумма была снижена «всего» до 28 миллионов. Как утверждает теперь следствие, «Марат Мелсович Оганесян заведомо знал об отсутствии у акционерного общества намерения расходовать полученные денежные средства на поставку видеотабло для стадиона».

Оказавшись за решеткой, экс-чиновник публично жаловался на крыс в СИЗО, а в конце 2017 года признал свою вину, заключил со следствием соглашение о сотрудничестве, правда, все равно остался под стражей как минимум до 8 февраля 2019 года.

Связь со структурой Михальченко?

Между тем, не так давно следствие выявило еще восемь предполагаемых подельников Оганесяна. Это бывшие чиновники городского правительства, среди которых зампред комитета по строительству Александр Янчик и представители коммерческих структур. При этом Оганесяна Следком называет организатором данной преступной группы. В связи с этим с ним было расторгнуто соглашение о досудебном сотрудничестве (а еще - потому что счета Оганесяна арестованы, и он не может выплатить ущерб). Теперь обладателю титула «Лучший строитель России-2014» грозит весьма серьезное наказание, так как организация преступного сообщества – тяжкое преступление, наказываемое сроком до 20 лет лишения свободы.

Что же произошло?

Во-первых, в деле Оганесяна появилось обвинение в получении еще одной взятки, от компании «СтройЭлектроМонтаж-5». Якобы ее сотрудник передал чиновнику 20 миллионов «отката» за помощь в получении подряда на оформление подсветки нового стадиона. Стоимость контракта – 347 млн рублей.

Во-вторых, есть версия, что к делу «Марата и его команды», как его называют в питерском следкоме, стал вольно или невольно причастен известный бизнесмен и миллиардер, владелец ГК «Форум» Дмитрий Михальченко, который с прошлого года также находится под стражей, но по другим делам. Мол, именно через его фирму «Балтстрой» были обналичены те самые 28 миллионов, которые фигурировали в качестве первой взятки Оганесяну. Но подчеркнем, что пока это следственное предположение, а не официальное обвинение.

По всей видимости, сейчас могут начаться проверки («поднимут документы»), если уже не начались, возможных других связей бывшего вице-губернатора Санкт-Петербурга и строительного комитета администрации города со структурами Михальченко. Интерес сотрудничества может быть все тот же – пресловутый «обнал». Так что «дело Оганесяна», быть может, еще даже не достигло экватора.

versia.ru

Теги статьи: СИЗОСтепашин СергейАртеев АндрейМедведев ДмитрийОганесян МаратЯнчик АлександрМихальченко Дмитрий
Автор статьи: Виктор Криченов
Смотреть все новости автора
Версия для печати Послать другу

Важные новости

Лента новостей


loading...
Загрузка...

Наши опросы

В какой стране вы бы хотели жить?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
loose value {javascripts}