Что может быть общего между скандалами, потрясающими Государственную фискальную службу (ГФС) последнее время, такими как похищение контейнеров с таможни, провокации взяток и фура дохнущих овец?
Оказывается, ко всем этим безобразиям причастен Игорь Шкурат, новый начальник Главного управления внутренней безопасности (ГУВБ). На официальном сайте ГФС в разделе о руководстве ГУВБ вместо его фамилии стоит прочерк. Еле заметная черточка будто намекает на привычку держаться в тени и репутацию пустого места как профессионала и личности.
И.о. главы ГФС Мирослав Продан громко заявляет о реформе ГУВБ. Но вся реформа ограничилась назначением по блату начальника ГУВБ и развалом управления. Говорят, что Игорю Шкурату выхлопотал должность отец премьера Борис Гройсман. Однажды Шкурат сам в этом признался, напившись до чертиков прямо на рабочем месте, что для него не редкость.
С самого начала всем было ясно, что винницкие хотят посадить своего человека на контрабандные потоки перед выборами. Но никто не ожидал дикого непрофессионализма. На новой должности Шкурат повел себя, как слон в посудной лавке. Вместо привычных заигрываний с бизнесом принялся агрессивно выстраивать коррупционную вертикаль по российскому образцу, утверждают осведомленные люди. Установил подчиненным график платежей, за отказ носить дань увольнял. Под горячую руку попали практически все опытные сотрудники, сделавшие карьеру на очистке фискальной службы от коррупции и принципиально отказавшиеся стать оборотнями.
Шкурат поручил одному из прихлебателей по фамилии Мазай подготовить приказ на увольнение более 200 сотрудников. И.о. главы ГФС Продан подписал эту бумагу. 60% личного состава ГУВБ, лучшую половину коллектива, выбросили на улицу с формулировкой «в связи с отсутствием возможности дальнейшего использования таких сотрудников на службе». Кто пришел на их место? 20 новоиспеченных курсантов без оперативного и следственного стажа, назначенных по принципу личной преданности Шкурату, и несколько отъявленных шельм, на которых клеймо негде ставить. Поручение премьера Гройсмана о конкурсном отборе сотрудников ГУВБ ГФС было проигнорировано.
Яна Одарченко, которого Шкурат выбрал своим первым заместителем, в свое время с позором выгнали из СБУ. Одарченко известен по скандалам с незаконной прослушкой, с юбилейным фотоальбомом, рассекретившим десятки действующих сотрудников спецслужбы, с пьяной дракой и арестом компании молодых чекистов, с коррупционным сговором между службами внутренней безопасности МВД и СБУ, с вымогательством взяток от авиаперевозчиков.
Не менее колоритный персонаж по имени Сергей Мунтян получил у Шкурата должность начальника отдела оперативного обеспечения территориальных органов ГФС западных регионов Украины. До назначения в Киев, по информации активистов, Мунтян крышевал контрабанду и наркотрафик на одесской таможне в качестве начальника УБЭП Одессы. Построил добротную «хатынку», купил лендкрузер за 40 тыс долларов США. Его жена Любовь Калиниченко работает судьей в Киевском райсуде Одессы. НАБУ может заинтересовать тот факт, что в декларации за 2017 год Мунтян с женой не внесли фактическое место своего проживания, частный дом в дорогом районе Большого Фонтана в Одессе по улице Урожайной, 8а. Кроме того, Мунтян не упомянул в декларации, что ездит на крутой тачке Toyota Land Cruiser 200, номерной знак ВН0002СТ, ценой 80 тыс долларов, которая оформлена на его отца.
Сколотив банду в ГУВБ, Шкурат принялся «грабить караваны». Например, было состряпано письмо-ориентировка на Одесскую таможню об осмотре 37 контейнеров с вероятной контрабандой. Естественно, контейнеры никто не осматривал. По официальной версии, их просто похитили неустановленные лица с зоны таможенного контроля. А неофициально стало известно, что теневые дельцы передали 2 млн долларов США за то, чтобы на «похищение» закрыли глаза.
Говорят, что Шкурат поставил задание Мунтяну и другим миньонам организовать систему по вымогательству взяток с руководителей таможни и ГФС в областях путем шантажа и незаконного сбора информации о их способе жизни, включая склонности к пьянству, наркотикам, утехам с любовницами и даже гомосексуальной ориентации, что в патриархальной среде украинских силовиков в 21 веке в центре Европы все еще считается компроматом.
Подчиненные Шкурата должны были вымогать с начальства ГФС на местах уплату дани на регулярной основе и в то же время склонять граждан за вознаграждение писать клеветнические заявления о, якобы, вымогательстве у них взяток сотрудниками таможни и ГФС. Например, ходят легенды о встрече Мунтяна с начальниками постов на Львовской таможне, где со ссылкой на требования Шкурата были озвучены тарифы на крышевание контрабанды: от 50 центов до доллара за каждый килограмм груза, иными словами, 100-200 тысяч долларов США за каждый контейнер или фуру, проходящие через пункт пропуска.
Ставленников Шкурата не раз ловили за руку на совершенно бесстыдных проделках. Один главный государственный ревизор-инспектор из банды обходил владельцев грузов и вымогал по 10 000 долларов за несоздание проблем с растаможкой лишними придирками. Двоих подчиненных Мунтяна, старших оперуполномоченных по особо важным делам ГУВБ ГФС Брухаля и Соколова, поймали за руку на провокации взятки, и теперь горе-смотрящий пытается договориться с прокурором Львовской области о цене закрытия уголовных производств №№ 42018000000002314, 42018220000000231 по ч. 2 ст. 370 УК Украины, в которых уже предъявлены подозрения операм-важнякам, поставленным под удар из-за жадности руководства ГУВБ.
Кроме повышенного интереса к крышеванию контрабанды, вымогательству дани и провокации взяток, Шкурат не забывает помогать своим винницким покровителям. Одесская таможня вдруг принялась массово направлять аграриев за платными ветеринарными услугами в Винницу. Об этом узнала вся Украина после эпического кошмара с фурой умирающих овец, которых не забрал получатель в Турции, а по возвращению в Украину животных и их хозяйку замучили бюрократическими процедурами.
Так как Шкурат постоянно обвинял в коррупции подчиненных, устанавливая непосильные поборы, люди стали присматриваться, по средствам ли он живет. Выяснилось, далеко не по средствам.
В декларации Шкурата на сайте НАЗК значится 4 родственника (жена-предприниматель, мать и двое сыновей), семейный бизнес ТОВ «Будівельник ЛТД», 3 земельных участка, 2 квартиры, 2 жилых дома и гараж, а также записанный на жену водный катер Yamaha Cruiser и прицеп. В качестве доходов указана зарплата Шкурата 362 тыс. грн. и доход жены от предпринимательской деятельности 251 тыс. грн., в качестве финансовых обязательств выплаты по кредиту на сумму 41 584 долларов США. Возникает вопрос, как Шкурат выплатил больше миллиона гривен в долларовом эквиваленте по кредиту, зарабатывая в три раза меньше. И это не единственный вопрос к Шкурату.
В декларации не упомянуты родители жены, участвующие в семейном бизнесе ТОВ «Будівельник ЛТД», доходы от которого, кстати, тоже не задекларированы. Ее мать Нина Миненко директор, бухгалтер и учредитель этого предприятия, владеющего магазином в Вышгороде площадью 585 кв.м. Вместе с отцом Александром Миненко родители жены владеют незавершенным строительством в Новых Петровцах под Вышгородом, которое находилось в ипотеке на имя сына Антона Кравца.
Шкурат не задекларировал принадлежащий жене земельный участок на промплощадке в Вишневом, который находится в ипотеке, и эту ипотеку на сумму 100 тыс долларов США в АКБ ТАС «Комерцбанк» также не задекларировал. Учитывая скромные официальные доходы жены от предпринимательства, не исключено, что для получения ипотеки была подана поддельная справка о доходах.
По некоторым данным, через принадлежащую жене сеть из 5-ти ресторанов «Сушиленд+» в Киеве и Киевской области Игорь Шкурат легализует наличные средства, полученные коррупционным путем. О суммах, которыми ворочает Шкурат, можно судить хотя бы по факту, вскрывшемуся при угоне его автомобиля со спецталоном и служебными номерами: оказывается, Шкурат держал в машине 500 тыс. долларов США!
Высоким покровителям и непосредственному руководству Шкурата следует отнестись серьезно к многочисленным сигналам о том, что своей жадностью и непрофессионализмом начальник ГУВБ ГФС позорит государство, разоряет бюджет, разваливает фискальную службу и подрывает экономическую безопасность Украины. Иначе на тех, кто покрывает Шкурата, в конечном счете ляжет ответственность за его художества.
Юрий Шеляженко