Санаторно-курортная ИК-3: деньги, «дурь», гаджеты. Почему некоторым уголовникам можно все?

14:56, 09.03.2018
Поделиться:
3084   0
Санаторно-курортная ИК-3: деньги, «дурь», гаджеты. Почему некоторым уголовникам можно все?

Санаторно-курортная ИК-3: деньги, «дурь», гаджеты. Почему некоторым уголовникам можно все?

Дорогая техника, наркотики и деньги рекой, таинственные смерти, интриги и загадки — в новосибирской ИК-3 события развиваются как в бразильском сериале.

«Богатые и знаменитые» — «авторитеты» колонии — свободно передвигаются по территории исправительного учреждения, собирают с других заключенных дань, пользуются гаджетами и регулярно выкладывают в интернет фото, иллюстрирующие их яркую, насыщенную жизнь. «Преступная Россия» продолжает писать о том, как живется привилегированной категории зэков в российских колониях и к чему все это в конечном счете приводит. 

100 друзей для 100 рублей

Заключенные ИК-3 разделены на две группы: «авторитеты» и «терпилы». «Авторитеты» — это те, кто делает деньги. «Терпилы» — на ком делают деньги — то есть основная часть заключенных. В группе «терпил» происходит еще одно условное разделение — на спонсоров и «соскочивших». Пока заключенный имеет возможность снабжать «авторитетов» деньгами, он является спонсором — его не трогают. Как только спонсор перестает платить (например, переводится в другую колонию), он превращается в «соскочившего». Либо перестает быть вообще.

Плакал в телефон и просил 20 000 рублей «на хозяйственные нужды». Что происходит со спонсорами

У родственников Юрия Машканцева, бывшего заключенного ИК-3, неожиданно скончавшегося в августе 2017 года, его смерть до сих пор вызывает недоумение. Мужчина отбывал наказание в колонии и вдруг одномоментно оказался должен большую сумму денег другому заключенному, который его к тому же неоднократно избивал, пытаясь заполучить долг. На протяжении месяца Машканцев без внятного объяснения причин просил мать и сестру высылать ему денежные суммы, которые день ото дня все увеличивались.

Свидетельство о смерти eiqrkiqdxidrdglv

Свидетельство о смерти

Свидетельство о смерти Юрия Машканцева

«На все вопросы, что происходит и куда нужны деньги, брат ничего не говорил, но был напуган и намекал на то, что телефонный разговор слышит кто-то еще, — вспоминает Наталья Мозгачева, сестра погибшего. — Я слышала, что мой брат плакал в телефон и сказал, что если он не отдаст эту сумму, то мы можем больше не увидеть его живым. Мы вынуждены были оформить кредит и выслать эти денежные средства. Понимая, что с братом что-то происходит, мы с мамой очень переживали, но на все наши вопросы Юра отвечал, что суммы, которые мы высылаем, идут на хозяйственные нужды ИК-3».

За два дня до смерти Юрий признался в телефонном разговоре сестре, что его и еще одного осужденного — Никиту Завтура — продолжает шантажировать некий «Литяга», он же Виталий Литягин. 

Виталий Литягин (в центре)

Виталий Литягин (в центре)

Вся эта история оборвалась телефонным звонком, из которого Наталья узнала, что ее брат, молодой 20-летний парень, загадочно умер. Разбираться в колонию поехали всей семьей, но безрезультатно: не смогли получить ни объяснений, ни каких-либо подробностей. Добиться личной встречи с руководством колонии не удавалось — несколько визитов родственников просто игнорировали. Спустя какое-то время родня Машканцева получила результаты судебно-медицинской экспертизы, согласно которой его смерть наступила от «механической асфиксии вследствие вдыхания желудочного содержимого». Акт судебно-медицинской экспертизы трупа Машканцева гласит, что погибший не находился под действием наркотиков. 

Заключение судебно-медицинской экспертизы

Заключение судебно-медицинской экспертизы

Однако родственники уверены, что Юрия специально накачали наркотиками. Наружных и внутренних телесных повреждений не обнаружено.

Что происходит с «соскочившими»

Похожа на предыдущую и история другой жертвы вымогательств «авторитета» Литягина — Никиты Завтура. О том, что Никиту избивает Литягин, мать Завтура узнала благодаря телефонному звонку вышеупомянутого заключенного Юрия Машканцева. Юрий рассказал, что Литягин регулярно избивает и насильно «подсаживает» других заключенных на наркотики, которые откуда-то достает в колонии, а затем требует за это деньги. По-видимому, это произошло и с Никитой Завтуром.

Заявление Сергея Кашина

Заявление Сергея Кашина

Родственники Никиты, опасаясь за его жизни и здоровье, перечислили на карты неизвестных им лиц почти 30 тысяч рублей — для этого им потребовалось взять кредиты. Чтобы прекратить эти выплаты либо из-за того, что деньги у семьи просто закончились, Никита нанес вред своему здоровью (какой именно, не уточняется), и его перевели в ФКУ ЛИУ-10.

Семье Никиты удалось добиться встречи с начальником ИК-3 Юрием Кузьминым, которому мать осужденного рассказала, что у ее сына вымогают деньги. Кузьмин пообещал разобраться и пригласил на повторный прием. Примечательно, что в день приема Кузьминым матери Никиты ей позвонил Литягин и сказал, что не он избивал и шантажировал ее сына, а другой заключенный, Сергей Кашин (Каша). Как выяснилось, некоторые счета, на которые зэки перечисляли деньги, действительно принадлежат Кашину и его супруге. Однако, по некоторым данным, счет Каши является лишь промежуточным звеном — все деньги шили банде Литяги, а часть, конечно, оседала в карманах фсиновцев. Главными покровителями осужденного Литягина, по данным источников, являются начальник оперативного отдела Е. Миллер и оперативник по имени Актобаир.

Родственники Завтура перечисляли средства на реквизиты карты и номера телефонов, которые указал сын (имеются в распоряжении редакции). Известно, что банковская карта, на которую перечислялись деньги, оформлена на жену Литягина. Кому принадлежат номера мобильных телефонов – неизвестно. Всего было перечислено порядка 30 тысяч рублей.

Со страницы Анны Литягиной в соцсети

Со страницы Анны Литягиной в соцсети

После повторного приема Кузьмин пообещал, что Литяга вернет все деньги, которые были перечислены ему Никитой Завтуром. Однако после отъезда из Новосибирска мать Никиты стала получать звонки с угрозами от Литягина и его жены Анны Паюсовой. Угрожали вплоть до того, что сына заставят написать явку с повинной и признаться в шантаже покойного Машканцева. Родственники до сих пор беспокоятся за жизнь Никиты и добиваются наказания виновных.

Есть и те, кто борется и устраивает акции протеста. Так, заключенный Дмитрий Золотухин, также третируемый тройкой других «авторитетов» ИК-3 — Павлом Ельниковым, Владимиром Ткаченко и Алексеем Сапоновым, — объявил голодовку.

Кто такие «Литяга» и «Каша»

Сейчас Литягин и Кашин пытаются переложить ответственность за происходящее в колонии друг на друга. Правоохранительные органы, если верить в их непредвзятость, должны разобраться в этой истории. О Кашине известно лишь то, что некогда он обладал особым «авторитетом», от которого сегодня практически ничего не осталось. Что касается Литягина, то известно, что он сидит за жестокое убийство девушки в новогоднюю ночь. В 2010 году в Новосибирске, в свои 16 лет, он забил до смерти «просто прохожую», не известную ему актрису музыкального театра Елену Калиновскую. Родные с трудом смогли ее опознать. На «Первом канале» вышел сюжет об этой истории.

За восемь лет, проведенных в колонии (а его приговорили к девяти годам), Литягин «нарастил» себе авторитет в соцсетях, где активно обсуждают происходящее в колонии, сформировалась целая группа поддержки Литяги. Все их аргументы сводятся к следующему: «Литягин нормальный тип. Красавчик пацан вообще. А все что говорят чистой воды *****» (орфография и пунктуация сохранены. — Прим. ред.).

Группа поддержки Литяги

Группа поддержки Литяги

Группа поддержки Литяги

Кому в ИК-3 жить хорошо. Чем занимаются «авторитеты»

По данным правозащитников Gulagu.net, некоторые из осужденных хранят и распространяют наркотики, вымогают деньги, свободно передвигаются по территории колонии. Правозащитник Наталья Мальцева называет Литягина «священной коровой» колонии, и у нее на это есть все основания.

 

Свидетельства роскошной жизни заключенных 

«Авторитеты» ИК-3 ни в чем себе не отказывают, что подтверждают опубликованные в сети фотографии заключенных.

Что происходит сейчас. Как реагирует руководство колонии

В январе этого года ГУФСИН Новосибирской области провело проверку и изъяло у заключенных две большие сумки с телефонами и «веществами, похожими на наркотические», много запрещенных предметов нашли зарытыми в пол ШИЗО и ПКТ.

Благодаря активным действиям правозащитников и семьям заключенных было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 163 УК РФ (вымогательство). 

Заявление прокуратуры о возбуждении уголовного дела

Заявление прокуратуры о возбуждении уголовного дела

Ответ прокуратуры на заявление правозащитников

Однако до сих пор неизвестно, есть ли в этом деле конкретные подозреваемые или оно было возбуждено против «неустановленных лиц». В настоящий момент проводится проверка действий (или бездействия) сотрудников колонии на основании заявлений о распространении наркотиков на территории ИК-3. Просьбу правозащитников возбудить уголовное дело по факту смерти Юрия Машканцева прокуратура отклонила за отсутствием состава преступления.

crimerussia.com

Теги статьи: ВымогательствоНовосибирская областьФСИНКашин СергейЛитягин ВиталийМозгачева НатальяМашканцев ЮрийЗаключенныеуголовникИК-3
Автор статьи: Максим Машков
Смотреть все новости автора
Версия для печати Послать другу

Лента новостей


loading...
Загрузка...

Наши опросы

В какой стране вы бы хотели жить?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
loose value {javascripts}